Питание. Новый проект.

В прошлом месяце я написала в Инстаграме, что решила месяц не есть продукты, включающие добавленный сахар, питаться только той едой, которую я приготовила самостоятельно из продуктов, у которых нет состава, и высчитывать соотношение углеводов-белков-жиров в рамках рекомендуемых цифр.

Можно попробовать предположить, почему я решилась на этот эксперимент сейчас. Я уже который раз замечаю, что бывает вот, что я пишу списки крупных целей. Например, на следующий год или в момент каких-то изменений в жизни. И половину этого не выполняю. Потому что планка высока, переоценил силы, не достаточно подготовился. И остается ощущение, что пишешь-пишешь эти списки, и ничего не выполняешь. Но потом бывает нахожу список двух-трехлетней давности и вижу, что на самом деле все, что я сейчас делаю, это те самые цели, которые я тогда ставила, не выполнила, махнула рукой, вздохнула очередной раз, что не делаю того, что вроде как хочу, и забыла. А оно, оказывается, не забывается, записывается куда-то на подкорку, и потом все равно начинаешь это делать, когда появляется больше ресурсов, энергии и мотивации.

В интернете я периодически видела социальные акции, когда люди устраивали так называемый Strike Sugar Challenge - полный отказ от сахара. Чисто гипотетически мне всегда хотелось попробовать, но решимости никогда не хватало. А сейчас как-то карты сложились.

Меня спрашивали, делаю ли я это ради фигуры. Нет. Я могу понять, что кто-то садится на диеты и какие-то системы питания, чтобы похудеть для того, чтобы красиво выглядеть в платье или в джинсах. Потому что якобы чем меньше размер одежды, тем более красиво эта самая одежда сидит и диапазон фасонов, которые можно носить и выглядеть хорошо, резко расширяется. Но мне не очень близка идея самоистязания ради того, чтобы влезть в кусок ткани заданных размеров. Но мне очень важно то, как я себя чувствую, и я верю в корреляцию между самочувствием и тем, что мы едим.

Постепенно у меня стали откладываться на подкорке все истории людей, которые рассказывали о том, что они поменяли питание и стали чувствовать себя гораздо лучше психологически и физически. Также такие изменения чаще всего опосредованно влияют и на внешность: улучшается качество тела, состояние кожи и волос.

К постоянному ощущению фоном, что я хотела бы попробовать поменять свое питание, стали добавлять другие факторы.

1. Меня стали раздражать походы по ресторанам и кафе. Я стала острее чувствовать недостатки в еде: слишком жирно, слишком много углеводов, не очень вкусно и т.д. А счет в конце оплати. Ощущение нерационально потраченных денег усиливалось.

2. Хотелось сократить количество перекусов готовой едой. Есть некоторая безответственность в том, что не берешь себе из дома никаких перекусов. Не обязательно брать прям готовую еду и тратить время на ее приготовление, но можно брать с собой какие-то хлебцы, орехи, фрукты, покидать в сумку перед выходом что есть и бежать. Но мы уходим из дома с пустыми руками, потому что знаем, что мы живем в двадцать первом веке, и у нас вокруг полным полно комбини, магазинчиков и ресторанчиков, куда можно в любой момент забежать и поесть. Никто с голоду не умрет. Все это заканчивается тем, что ешь что-то несбалансированное и не самое полезное с питательной точки зрения. И хорошо если еще не купил какую-нибудь сладкую ерунду. Или, наоборот, пропускаешь прием пищи. Все равно ведь можно потерпеть и через пару часов поесть дома. Пропуски приемов пищи тоже сами по себе не очень полезное явление. Так что хотелось наконец начать уже нести какую-то ответственность за то, что я ем не только дома, но и на улице.

3. Также у меня есть проблема - я, бывает, по пол дня что-то жую. Обычно рекомендуют выдерживать промежутки между приемами пищи в 2,5-4 часа, но я могла дома каждый час пить чай и к каждой новой кружке добавлять то печеньку, то кусочек шоколада. С точки зрения энергетической ценности никаких ужасов во всем этом не было. Я годами стабильно жила в одном и том же весе. Плавающие иногда туда-сюда пара килограмм меня не смущают. Но с точки зрения обмена веществ все это не очень полезно.

4. Хотелось посмотреть, каково это есть только питательно полезную еду. Диетологи говорят о том, что мы едим слишком мало того, что должны есть, и слишком много того, чего не должны. Чаще всего мы потребляем слишком много пустых каллорий, которые не оставляют места для продуктов, необходимых для того, чтобы получить энергию, строительные материалы для восстановления тканей, необходимые витамины и минералы.

Я какой-то момент пробовала вести пищевой дневник и была удивлена, что действительно сложно ежедневно набирать рекомендуемую норму белка, витаминов и микроэлементов. Бывают хорошие дни, когда все близко к норме. Это дни, когда обычно ешь только домашнюю еду, готовишь все разнообразное, используешь много овощей, не ешь практически ничего сладкого. Грамм десять шоколада утром к кофе и все. А бывают и совсем угрюмые дни, когда утром не успела приготовить завтрак, вместо него выпила кофе и закинула чего-то сладкого, или пропустила прием пищи, потому что бегала пол дня по делам, или пропустила прием нормальной еды, потому что пошла встретиться с подружкой, и куда пойти как не в кафе. В итоге съела кусок торта вместо нормальных углеводов и белка. И все, чем меньше ешь нормальной еды, тем все более нереальным это делает возможность получить из этой еды все необходимое для функционирования организма.

Так что это был еще один повод перейти строго на питание каждые три часа и есть только еду с необходимой питательной ценностью.

5. Часто бывало так, что вечером укладываешь ребенка спать и несешься пить чай с чем-нибудь сладким. Я знаю, что это проблема многих мам, потому что сахар помогает практически мгновенно справиться с психологической и физической усталостью. Но хотелось опять-таки взять уже на себя ответственность за то, что я ем, и учиться справляться с эмоциями и усталостью другими способами, а не с помощью сахара и углеводов.

6. Ну и самый, наверное, болезненный момент - практически с начала этого года болела моя бабушка. Человек, который воспитал меня с пеленок. Кроме нее у меня по сути никого нет, не считая той семьи, которую я сама для себя создала. Большая часть проблем с ее здоровьем была вызвана естественно неправильным образом жизни и питанием. Когда нам всем тридцать, мы видим друг друга, но на лице у нас не написано, кто что ест и как живет. Мы можем втихушку дома есть что попало, запивать алкоголем и заедать печеньем, и никто этого не узнает. Когда людям семьдесят, каждый сантиметр тела рассказывает о том, как человек жил. Такое качество тела невозможно скрыть красивой одеждой, макияжем, маникюром и свежевыкрашенными химией волосами. И самое страшное заключается в том, что в этот момент ты для собственного здоровья уже ничего сделать не можешь, потому что есть некоторая точка невозврата, и вполне вероятно она для многих наступает раньше, чем человек начинает выглядеть как то, что он ест.

Понятное дело, что бабушка моя прожила тяжелую жизнь и была ограничена в выборе. Мы также не можем влиять на других взрослых людей и заставлять их что-то менять, потому что это их собственная жизнь и они сами несут за нее ответственность. И понимание того, что моя бабушка - взрослый человек, который сам всю жизнь принимал решения, и ты никак на эти решения глобально повлиять не можешь, заставляет менять то, что ты можешь поменять - те решения, которые ты принимаешь сам относительно себя. Поэтому, наверное, в прошлом месяце я вернулась из России с желанием что-то сделать и изменить, понимая, что для бабушки конкретно в глобальном смысле я ничего уже ничего изменить не могу. Едва ли может последняя падающая фигура в Тетрисе что-то изменить, когда на экране уже месево, которое невозможно разгрести.

Бабушка умерла две недели назад. Ожидаемо и в то же время неожиданно. Что тоже не прибавило позитивизма моему эксперименту в некотором смысле. Так как я тут уже понаписала всякого, а свободного времени у меня сегодня практически больше нет, то я остановлюсь на этом, а завтра напишу уже более подробно про то, что я ела, чего я не ела и чем все это закончилось.